Советы для родителей по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
Развивающая среда музыкального зала
Волшебные пальчики
- Держать карандаш.
- Красиво рисовать.
- Писать.
- Строить из конструктора дворцы.
- Лепить из глины и пластилина.
- Разговаривать.
- Зашивать и вышивать.
- Играть в театр.
- Наши пальчики могут все… Значит… они… волшебные?..
«Боровики»
|
|
В темном лесу
|
скрестить ладони над головой
|
Стоят дубки
|
«лотос» из ладоней
|
Там растут
|
сложить ладони вертикально
|
Боровики
|
ладонью-шляпкой накрыть ладонь-ножку
|
Раз, два, три, четыре, пять
|
хлопки
|
Мы идем их собирать
|
собрать ладони «блюдечком».
|
«Тучи»
|
|
Туча тучу повстречала
|
свободные движения руками в воздухе
|
Туча туче проворчала:
|
|
«Что гуляешь на пути?
|
погрозить пальцем
|
Прочь с дороги, дай пройти»
|
отмахивать руками от себя
|
Туча тучу лбом, лбом
|
хлопки
|
А по небу гром, гром
|
топ, топ.
|
«Четыре цапли»
|
|
Четыре длинных цапли
|
шагать руками в воздухе
|
Выходят на охоту,
|
руки «клювиками»
|
А дождик по болоту
|
стаккато в воздухе
|
Кап, кап, кап.
|
пальцами по ладони
|
Идут четыре цапли
|
шагать руками в воздухе
|
И стряхивают капли,
|
«стряхивать» с себя
|
А клювы звонко щелкают
|
раскрывать и закрывать «клювики»
|
Цап,цап,цап
|
щелчки.
|
«Согревалки»
|
|
Мы ножками потопаем
|
|
Топ, топ, топ.
|
притопы
|
Мы ручками похлопаем
|
|
Хлоп, хлоп, хлоп.
|
хлопки
|
Головкой покачаем
|
|
Ник, ник, ник
|
вправо – влево головой
|
И снова начинаем
|
|
Прыг, прыг, прыг.
|
прыжки
|
«Солнышко»
|
|
Солнышко, солнышко,
|
протянуть руки вверх
|
Погуляй у речки
|
волнообразные движения в воздухе
|
Солнышко, солнышко,
|
протянуть руки вверх
|
Разбросай колечки.
|
колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами
|
Мы колечки соберем,
|
складывать в правую руку
|
Золоченые возьмем,
|
складывать в левую руку
|
Покатаем,
|
«покатать» в ладонях
|
По играем,
|
пошлепать по коленям
|
И тебе назад вернем.
|
протянуть руки вверх.
|
Как помочь ребенку развить музыкальный талант
Учимся слушать музыку
1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
3. Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения п. И. Чайковского «детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «игра в лошадки», и «марш деревянных солдатиков», «болезнь куклы», «новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «сладкая греза», «мама», «зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У с. С. Прокофьева этот альбом называется «детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «сказку» или поэтическую пьесу «ходит месяц над лугами». В «альбоме для юношества» роберта шумана детям обязательно должны понравиться и «смелый наездник», и «веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «отзвуки театра». А красочное произведение «дед мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.
В «детском альбоме» а. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «верхом на лошадке», а «необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора с. Майкапара «в садике», «пастушок», «маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».
7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.
8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.